Агрессия в адрес мастера: откуда ждать и как справляться?

Наверное, мало кто из мастеров не сталкивался хоть раз с агрессией  в свой адрес. В большей или меньшей степени. Кому-то сказали «как можно продавать это за такие деньги?!». Кто-то затаил злобу, не получив от вас за просто так результат двухнедельного труда. Кому-то просто не нравится то, что вы делаете, и он не преминул высказаться самым бесцеремонным образом, вроде «это у вас тут ширпотреб, вы никогда ничего не достигнете». А кто-то, кого вы считали приличным и лояльным человеком, за глаза обсуждает вас, ваши произведения и ваши цены на соседнем форуме. И думает, что вы слепой.

С непривычки это сильно бьет по рукам и портит настроение. Начинаешь даже думать "а вдруг я и правда неудачник, который слишком много захотел от жизни?"

Выбросьте эти мысли из головы сразу же. Каким бы видом творчества, и на каком бы уровне исполнения вы ни занимались, всегда будут люди, которым это нужно, будут люди, которым это безразлично, и непременно будут люди, которым вы станете костью в горле. И чем больше вы будете работать, чем больше сил вкладывать, чем больше о вас начнут узнавать — тем больше будет число первых и третьих. Это никак не зависит от ваших творческих или душевных качеств. Не верите? Почитайте комментарии под материалами о любом современном художнике, скульпторе или кукольнике. Причем не на ЯМ, где народ еще относительно вежливый и «в теме», а на блогах о всякой всячине. Чем более известный автор, тем сильнее его восхваляют поклонники и поливают грязью недоброжелатели.
Так что не вешайте нос! У вас все, как у всех!

Но к чему надо быть готовым, «выходя в люди»? Да ко всему. Серьезно. Люди никогда не перестанут вас удивлять, причем как в плохом смысле, так и в хорошем. Одни случаи будут вызывать у вас слезы радости, другие — горечь и непонимание, «за что?».

И все же некоторые вещи достаточно универсальны.

1. Мастер-классы.
Если вы широкая душа, делитесь всеми секретами легко и безвозмездно, отвечаете на любой заданный вопрос о технологиях и материале — за вами, естественно, будет ходить толпа обожателей. Но не стоит обольщаться, большинство этих людей не испытывают к вам благодарности. Они воспринимают вашу щедрость не просто как должное, а как вашу обязанность. Вы им должнырассказывать, понимаете? Обязаны.

Попробуйте мягко, вежливо отказать. Раз, другой, третий. Услышите о себе много интересного, если не в глаза, так за спиной.
Когда я только начинал работать с бархатной глиной/бархатным пластиком, я был весь такой юный романтик на энтузиазме. Секреты — это круто, тайны — это здорово. В тот момент это была скорее веселая игра в загадочность, чем страх, что «украдут технологию». На вопросы о материале я с важным взрослым видом отвечал, мол, а это мой маленький секрет. 
Игрой это было до тех пор, пока я не наткнулся на обсуждение за глаза, в духе «Да как он смеет нам не рассказывать?! Раздувает тут щечки со своими ноу-хау!».

С того момента игра закончилась. И много лет я принципиально не отвечал на вопросы о «бархатном пластике». Вовсе не потому, что боялся конкуренции (достойные мастера всё нашли и без меня). Просто, столкнувшись с реакцией большинства людей на вежливый отказ, я понял, что эти люди другого не заслуживали. Их «просьбы» были завуалированным требованием. По их мнению, делиться технологией было не моим добровольным выбором или актом симпатии, а обязательством перед ними лично.

Итак, если вы делаете что-то «не как у всех», и при этом не делитесь наработками бесплатно, у вас будет много недоброжелателей, которые при каждом удобном случае попьют кровь.

Если вы всё всем рассказываете, вас все будут любить. Однако 80% таких поклонников будут любить вас не как мастера, профессионала, художника, а лишь как источник халявы. Стоит начать говорить «нет» — и в вас «разочаруются».

2. Ценовая политика.
Даже если ваши цены будут возмутительно низкими, найдутся люди, для которых это дорого. Которые не постесняются вам это предъявить. И всегда найдутся уникумы, которые будут просить подарить. Впрочем, против последних хорошо действует невинное и радостное предложение обменяться подарками (например, у них красивая модная сумочка, золотой браслет или хорошая куртка). Причем далеко не всегда это будут бедные, неплатежеспособные люди (на них и обижаться грех).

Вот пример из моей жизни: подходит на фестивале молодой парень. Спрашивает за дракона. Услышав цену (три тысячи, дракончик весь в узорах и с перьями, сейчас у меня такая работа стоит раза в три дороже), хмурится. Дальше происходит примерно такой диалог:

— Почему так дорого?
— Потому что его неделю делать. Вы вот в месяц сколько получаете?
— Две тысячи.
— Аааа, — сочувственно вздыхаю — что взять со студента? — Ну, после института будет легче.
— Да нет, долларов!

Мой месячный зработок тогда не превышал 20 тысяч. Рублей.

Если ваши вещи пользуются спросом, и количество заказов начинает висеть тяжким бременем — пора поднимать цены. Вы будуте получать меньше заказов, но за те же деньги. А заодно освободится немного времени на творчество и развитие. Если же в результате регулирования спроса цены оказались внушительными (или даже драконовскими), готовьтесь к вероятности гневных обсуждений на сторонних ресурсах, и даже гневных писем. Не то, чтобы это происходило часто, но угрозы и оскорбления могут иметь место быть.

Недавно я получил совершенно феерическое «письмо счастья», из которого узнал о себе много интересного. Понеслись оскробления… Думаете, я вырвал у этой милой девушки сумочку в подземном переходе? Нет, просто человеку цены мои не понравились.

Таким людям вы ничего доказать не сможете. Не берусь судить об их психическом здоровье, но они определенно неадекватны и неспособны на диалог, потому что в их глазах вы уже стали собирательным образом мирового зла. Посмейтесь и забудьте. Ведь правда, это настолько абсурдно, что даже перестает быть обидным.

Что же касается «ужасных цен», судите сами. Средняя зарплата, например, дизайнера в Москве — около 50 тысяч рублей. Зарплаты успешных дизайнеров доходят и до 150, и до 300 тысяч рублей. Понятно, что есть профессии, которые важны, а зарплата там 10-20 тысяч. Но сам факт: получать месячный доход в 100, 200, 300 тысяч — не преступно. И стремиться к этому нормально. И иметь такой заработок — не грабеж честных граждан, а ваши условия. На которые любой клиент вправе не согласиться и пройти мимо.

У всего, конечно, есть обратная сторона. Например, для многих любимых, преданных, постоянных клиентов ваши работы станут недоступны. И мне чисто по-человечески бывает жалко тех, кто больше не сможет у меня что-то заказать. Правда, жалко. Но, в конце концов, мне жалко и себя. Жалко месяц делать большую, красивую работу и отдать ее за сумму, которую я заработаю за 3-4 дня на мелочёвке. Своими силами и здоровьем можно жертвовать ради близких людей, ради самых важных работ, которые нельзя не сделать (неважно, продадутся они или нет). Но нельзя «гробить» себя ради всех.

3. Стиль, техника, идеи, материалы.

Здесь у вас будут критики всегда и везде! Если вы делаете что-то необычное, что выделяется по задумке и исполнению от привычного широкой публике, вас обвинят в бесполезности, эпатаже, вычурности. Если вы делаете что-то классическое, проверенное временем — у вас «нет фантазии и своих идей». Если вы используете привычный материал, вас будут «клевать» меньше, чем если возьметесь за нечто новое. Но даже тогда найдутся граждане, всегда готовые спустить с небес на землю: «Полимерная глина? Фу, вот фарфор — это да! Керамика — это да! А вы из какой-то пластмассы лепите!» Ваш излюбленный материал будут сравнивать с золотом «а чего цены как на золотое?», с «благородными» материалами, с «натуральнми» материалами, с любимыми материалами критика. И все не в вашу пользу.

Иногда в этом есть крошечное зерно истины: например, когда сравниваются две марки пряжи, две породы дерева, два сорта глины. Сравниваются по качеству и безопасности для здоровья. Но незабываемую вещь можно сделать из чего угодно: из фольги, из бумаги, из листьев… великие художники работали не только с маслом, но и с темперой, и с акварелью (последняя вообще считается «детской краской». Важно, чтобы при соблюдении условий хранения готовая работа не портилась. Но помните, что всему есть свой срок: например, натуральная кожа и мех все равно начнут со временем разлагаться (да, нескоро, но вечными не будут).

Что же делать? Постараться в своем материале добиться максимальной прочности и качества. Это приходит со временем (и более высокий уровень мастерства — еще один обоснованный повод поднимать цены). 
А критика… к некоторой стоит прислушаться. Попробуйте сами определить, к какой именно — к предложению использовать проволочный каркас или к предложению делать работы из «правильного» материала?
Подводя итог: сохраняйте невозмутимость. Вы сами знаете, чего хотите добиться, и сами определяете, с какими трудностями готовы столкнуться, а с какими — не очень. Если у вас хоть что-то получается — стоит продолжать, даже если критиканы и недоброжелатели не дают проходу. Ориентироваться в итоге нужно не на тех людей, которым вы не нравитесь, а на тех, кому именно вы и ваши работынужны.

И всегда будьте благодарны тем, кто восхищался и кто покупал ваши первые работы. Без них все остальное было бы невозможным.

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.